Этот старый дом находится в уединенном местечке под названием Ворста — в пригороде Стокгольма с населением 2400 человек.
С виду он ничем не отличается от других построек в городке: выцветшая со временем черепичная крыша, выкрашенный в молочный цвет фасад, ухоженный сад с фруктовыми деревьями. В паре минут ходьбы — небольшое озеро с причалом для лодок, к которому ведет извилистая тропинка.
Обычный загородный дом. Если бы не его удивительная история и редкий интерьер — такое вряд ли еще где-то увидишь.
Дому больше 100 лет, но он до сих пор в прекрасном состоянии.
Этот дом в 1914-1915 годах по собственному проекту построил выдающийся шведский психиатр и писатель Пол Бьерре (Poul Bjerre). Он написал биографию Ницше и запомнился тем, что переписывался с Фрейдом (помимо огромного личного вклада в психоанализ).
Дом был обителью для многих художников и интеллектуалов того времени — Бьерре со своей женой, помимо медицины, увлекались творчеством, скульптурой, живописью. У них постоянно гостили художники.
И эта атмосфера нашла отражение в интерьере — здесь повсюду картины, скульптуры. А какая тут библиотека! Мечта книголюбов и кромешный ад для тех, кто панически боится открытых полок и пыли.
Из окон видно озеро, до которого всего пара минут ходьбы. Этот прибрежный участок с небольшим лесом также является частью поместья.
Врач жил здесь вплоть до своей смерти в 1964 году. Благодаря наследникам дом до сих пор остается в первозданном виде — и несколько раз в месяц его двери открываются для гостей.
Важное уточнение: это не музей, до недавних пор в доме (точнее, в одной его части) жили наследники семьи Бьерре. Но сейчас дом, к сожалению, выставлен на продажу.
Жаль, если такая атмосфера не сохранится. Но пока дом выглядит так, как при жизни Поля Бьерре, его стоит увидеть всем — хотя бы на фотографиях.
Гостиная. Интерьер здесь не менялся с 1960-х годов.
Еще при жизни художника дом был разделен на 2 части:
✔ шумную — здесь располагались мастерская, гостиная для встречи с гостями, рабочий кабинет для приема клиентов, а также кухня и помещения для прислуги;
✔ тихую — для семейной жизни в спокойной обстановке, куда доступ посторонним был воспрещен.
Это разделение сохраняется до сих пор. Потомки художника живут в тихой части (там находятся спальни, библиотека, ванная комната и санузел).
Время тут будто застыло. Вся мебель — 19 века и первой половины 20 века.
В доме много уединенных зон для отдыха: два кресла у старого камина, диван с кофейным столиком, пара стульев у барной стойки… При жизни Поля Бьерре в доме могло находиться 15-20 гостей одновременно — врач любил устраивать званые вечера.
Врач и его супруга очень любили читать. В доме есть внушительная библиотека, занимающая несколько комнат.
Немного фактов. Площадь дома — чуть больше 300 квадратов (включая подвальные помещения). Отопление — тепловыми насосами по системе воздух/вода. Горячая вода есть круглогодично.
Врач и его супруга самостоятельно обставляли весь дом. Поэтому интерьер получился контрастным.
В библиотеке и рабочем кабинете видно влияние самого хозяина — темные панели, много дерева, громоздкая мебель. А в некоторых комнатах (вы увидите их чуть ниже) чувствуется рука хозяйки: яркий и воздушный интерьер, розовые цвета, нежные оттенки.
Книги хранятся на открытых полках. Проблем с пылью и плесенью нет — достаточно обычной систематической уборки.
Рабочий кабинет доктора. Он находится в так называемой «шумной» части дома (эти названия прижились еще при прежних хозяевах).
Врач увлекался скульптурой, поэтому повсюду в доме и в саду можно увидеть бюсты. Их так много, что это даже пугает.
Дом и вправду выглядит как музей. Интересно, что будет с мебелью, вещами, коллекцией скульптур и картин после продажи дома?
Спальня врача сохранилась в первозданном виде.
Врач потерял свою супругу в 1920-х годах. Новых отношений он так и не построил. Последующие сорок лет Поль Бьерре жил один в этом доме. Хотя такую жизнь сложно назвать одинокой — рядом всегда были домашние питомцы (собаки), прислуга и частые гости.
Бывшая гостевая комната, за интерьер которой отвечала супруга врача. Страшно представить, но в этой спальне ничего принципиально не менялось почти 100 лет.
В каждой комнате есть оригинальные столетние печи, которые до сих пор находятся в рабочем состоянии, несмотря на современную систему отопления.
Интерьер этого дома — словно зеркало, отражающее ту эпоху, в которую жил врач. Можно ли сейчас жить в этих декорациях? Или у дома одна судьба — стать музеем?
Бывший кабинет хозяйки.
Во дворе установлены два бюста — самого врача (на этом фото) и его супруги, ушедшей так рано.
С виду и не скажешь, что внутри этого дома сохранился рето-интерьер, которому уже больше 60 лет.
На этом экскурсия подошла к концу. Спасибо за внимание!